Спілка нечуючих юристів / Union of the Deaf Lawyers
Ми раді вітати Вас на інформаційно-правовому сайті "Спілка нечуючих юристів / Union of the Deaf Lawyers" (Kyiv, Ukraine). Цей сайт для всіх, хто цікавиться питаннями права людей з інвалідністю зі слуху в Україні. (Сайт створено 19.I.2007 та поновлено сторінку 30.03.2013)
ЛАСКАВО ПРОСИМО НА САЙТ !
Субота, 22.07.2017, 03:38
Меню сайту
Категорії розділу
Спілка [36]
Правові новини [110]
Правознавство [111]
Адвокатура [87]
Кримінал [44]
Консультація [34]
Країна глухих [65]
Адміністратор [12]
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Форма входу

free web counter
Довідник
 
Посилання
Події
Календар
Опитування
Оцініть мій сайт
Всього відповідей: 38
Головна » 2013 » Квітень » 25 » Расследование и судебное разбирательство по делам лиц, страдающих физическими или психическими недостатками. Часть 15
18:25
Расследование и судебное разбирательство по делам лиц, страдающих физическими или психическими недостатками. Часть 15

Процессуальные особенности подготовки и проведения судебного следствия

В подготовительной части судебного заседания по делам названной категории возникает ряд процессуальных вопросов, порядок разрешения которых не предусмотрен уголовно-процессуальным законодательством. Это приводит к тому, что судебное рассмотрение уголовных дел о преступлениях глухих, немых, слепых, глухонемых и лиц, имеющих иные физические или психические недостатки, вызывает на практике большие трудности.
В практике республики  сведения о переводчике, который принимал участие в деле, отражаются в обвинительном заключении, где указывается, что он является лицом, подлежащим вызову в судебное заседание.
Вызывать в суд следует лиц, имеющих непосредственное отношение к воспитательной работе среди глухих, немых, слепых, глухонемых, тугоухих (воспитателей, инструкторов-переводчиков и др.).
Первым среди всех участников процесса приступает к выполнению своих обязанностей переводчик. Сразу же после проверки явки в суд председательствующий должен сообщить участникам процесса, что для перевода показаний и заявлений глухих, немых, глухонемых, а также для перевода содержания показаний свидетелей, потерпевших, заявлений и документов, вопросов и ходатайств участников судебного разбирательства, распоряжений председательствующего, решений суда приглашен переводчик. При этом следует подробно и конкретно разъяснить переводчику его обязанности и выяснить, понятны ли они ему.
Переводчик предупреждается об уголовной ответственности по ст.181 УК за заведомо неправильный перевод, о чем у него отбирается подписка.
Переводчика необходимо ввести в курс дела, рассказать, какие обстоятельства подлежат выяснению в суде.
Суд должен сообщить подсудимому, кто является переводчиком, его специальное образование, где он изучал жесто-мимическую или дактильную речь, стаж работы в качестве переводчика, способность вести обратный перевод, т. е. переводить мимику и жесты на обычную разговорную речь. К сожалению, эти рекомендации, основанные на данных психологии, на практике не соблюдаются. Обобщение показало, что по всем изученным делам глухонемых суды не выясняли этих сведений. Больше того, ни в одном протоколе судебного заседания не было указано, с помощью какой речи - жестомимической или дактильной - допрошен подсудимый.
Глухому, немому, глухонемому подсудимому необходимо дать возможность избрать такого переводчика, которому он полностью доверяет, которого он полностью понимает и с которым свободно общается. Это позволит преодолеть свойственную таким лицам подозрительность и недоверчивость, установить с ними психологический контакт.
Если подсудимый владеет жесто-мимической и дактильной речью, следует пригласить двух переводчиков: одного владеющего дактильной речью, другого - жесто-мимической. С их помощью удастся более последовательно и подробно допросить глухого, немого, глухонемого. Там, где речь идет об абстрактных, обобщенных понятиях, применяется дактильная речь, при выяснении практических вопросов достаточно жестов и мимики.
В случаях, когда глухие, немые, глухонемые не знают общепринятых жестов и мимики, для участия в деле и для допроса необходимо приглашать лиц, находящихся с ними в постоянном контакте (толмачей), или приглашать специалистов, знающих их психологию.
Устанавливая личность подсудимого (ст.271 УПК), суду следует значительно расширить круг выясняемых сведений. Во всяком случае необходимо точно выяснить, какими физическими или психическими недостатками страдает подсудимый, когда он потерял зрение, слух или речь, обучался ли в специальной школе, какой речью - жестомимической или дактилыной - лучше владеет, способен ли читать с губ, состоит ли членом общества глухих или слепых, где и когда и в каком лечебном учреждении находился по поводу психических недостатков, состоял ли под наблюдением врачей-психиатров.
Суд должен установить, когда подсудимый, страдающий физическими или психическими недостатками, получил документы, перечисленные в ст.237 УПК, переведены ли они неграмотному глухому, немому, глухонемому через переводчика, зачитаны ли эти документы слепому вслух или переведены по системе Брайля.
По делам немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, участие защитника в судебном разбирательстве обязательно. Тем не менее суды не всегда выполняют эти требования закона. Так, народный суд Первомайского района г.Фрунзе уголовное дело слепого Л., обвиняемого по ст.239 УК Республики, рассмотрел без участия защитника, грубо нарушив право подсудимого на защиту.
Если защитник не явился в судебное заседание, необходимо решить вопрос об отложении дела или замене защитника с согласия подсудимого либо его законного представителя. Однако следует иметь в виду, что замена защитника по делам этой категории нежелательна, ибо защитник, вновь вступивший в процесс, как правило, не знает особенностей психологии подсудимого, что делает защиту малоэффективной.
Закон не указывает, обязательно ли участие прокурора при рассмотрении уголовных дел лиц, страдающих физическими или психическими недостатками. Нам представляется, что участие прокурора по делам подсудимых, которые из-за физических или психических недостатков не могут самостоятельно осуществлять свою защиту, должно быть признано обязательным. Этого требуют интересы охраны прав личности в уголовном судопроизводстве.
При неявке законных представителей лиц, страдающих физическими или психическими недостатками, суд должен специально решить, возможно ли судебное рассмотрение дела в их отсутствие.
Обвинительное заключение, оглашенное в суде в начале судебного следствия, должно быть переведено глухим, немым, глухонемым подсудимым полностью.
Поскольку слепые при восприятии опираются исключительно на слуховые впечатления, обвинительное заключение необходимо оглашать им как можно медленнее, с тем чтобы подсудимый мог усвоить и запомнить его содержание и сущность. Иногда следует огласить обвинительное заключение дважды, чтобы слепой глубоко и детально уяснил все пункты предъявленного ему обвинения.
Подсудимым, имеющим дефекты памяти или нарушения интеллектуальных способностей, обвинительное заключение следует после оглашения пересказать в доступной форме, четко и внятно. Для того чтобы облегчить восприятие и запоминание всех обстоятельств преступления, всех эпизодов обвинения, подсудимым, у которых ослаблены или нарушены интеллектуальные способности, обвинительное заключение желательно оглашать по частям; после каждой части кратко изложить сущность данного эпизода обвинения и те доказательства, на которых оно основано.
Предоставляя возможность подсудимому мотивировать ответ на вопрос, признает ли он себя виновным, нельзя забывать, что слепые многословны, склонны к рассуждениям, а, например, дебилы много внимания уделяют деталям, поэтому свой ответ они могут превратить в объяснение каждого эпизода обвинения, в оценку всех обстоятельств дела; психопаты, лица, страдающие травматической энцефалопатией, травматической церебрастенией, эпилептики неадекватно реагируют на предъявленное обвинение, приходят в состояние гнева, раздражения, поэтому мотивировка их ответа на вопрос о виновности, как правило, эмоциональна, в ней преобладают чувства, переживания и не содержится данных, которые могут иметь значение для дела. Во избежание этого председательствующий может напомнить подсудимому, что он должен дать суду мотивированный ответ на вопрос о виновности, а не показания по всем обстоятельствам дела.
Порядок исследования доказательств должен строиться с учетом конкретных обстоятельств дела и особенностей психологии подсудимых, имеющих физические или психические недостатки. Очевидно, что исследование доказательств по делам названной категории имеет свои особенности.
По делам глухих, немых, слепых и глухонемых исследование доказательств целесообразно начинать с допроса тех лиц, которые наиболее полно и последовательно могут рассказать об обстоятельствах совершенного преступления. Как отмечалось выше, физические или психические недостатки сказываются на формировании показаний обвиняемого (подсудимого). Глухие, немые, слепые, глухонемые на следствии и в суде, как правило, полностью признают себя виновными, однако их показания по объему сведений об обстоятельствах дела являются неполными и ограниченными. Поэтому допрашивать таких подсудимых целесообразно в конце судебного следствия, после допроса свидетелей и потерпевших. Такой порядок исследования доказательств дает возможность уже в начале следствия более полно установить все обстоятельства преступления, наметить круг вопросов, которые необходимо выяснить при допросе подсудимого.
Подсудимых, страдающих дебильностью, деменцией или интеллектуально недоразвитых, нужно допрашивать в конце судебного следствия. Поскольку такие лица имеют ограниченные умственные способности, обнаруживают низкий интеллект, конкретность и примитивность суждений, то начинать судебное следствие с их допроса нежелательно. В начале судебного следствия от таких подсудимых невозможно получить исчерпывающие пояснения по всем обстоятельствам дела. Кроме того, эти лица медленно сосредоточиваются, примитивно и непоследовательно излагают   обстоятельства преступления, много внимания уделяют деталям, рассказывают об обстоятельствах, которые не имеют никакого значения для дела. Свидетели и потерпевшие, допрошенные в начале судебного следствия, своими показаниями помогут им восстановить истинный ход событий, сосредоточиться, а затем дать суду показания.
Подсудимых, имеющих патологию эмоционально-волевой сферы (психопатов, энцефалопатов, церебрастеников и др.), следует допрашивать первыми. Такие лица обладают повышенной раздражительностью, склонны к аффективным вспышкам, неадекватно реагируют на предъявляемые доказательства, изображают себя жертвами стечения обстоятельств, чернят свидетелей и потерпевших. Поэтому необходимо предоставить им возможность давать показания в начале судебного следствия.
Такой порядок вызывает у них симпатии и доверие к суду, сглаживает эмоциональную неуравновешенность, располагает к даче показаний; в то же время суд уже в начале следствия сможет пресечь их развязность, предупредить истерические проявления, сгладить эмоциональные переживания.
Исследовать данные о физических или психических недостатках, заслушать экспертов, рассмотреть все материалы, характеризующие подсудимых, страдающих физическими или психическими недостатками, необходимо в конце следствия. Это позволит всесторонне и глубоко изучить личность подсудимого, установить уголовно-правовое значение физических или психических недостатков, выявить причины и условия, способствовавшие совершению преступлений.

Продолжение следует.

Категорія: Адвокатура | Переглядів: 433 | Додав: Admin | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Пошук
Посилання
Довідник
Кіно з субтитрами
Архів записів
АФОРИЗМИ: **Судиться - не богу молиться: поклоном не відбудеш. **На суд витрачають багато коштів. **Суди, суди, та поглядай сюди. **З багатим не судись, а з сильним не борись. **Суд і прямий, та суддя кривий. **Відсутній - завжди винен. **З суддею не спор, а з тюрмою не лайся. **Суддя в суді, що риба в воді. **Суддя - що кравець: як захоче, так і покрає. **У судді і брат в неправді буде винуватим. **Правдивий суддя, що цегляна стіна. **Коли карман сухий, то і суддя глухий. **Суддя, що подарунки бере, перед суддею (на лаві підсудних) буде. **Архирей не бог, а прокурор не правда. **Секретар суда з ділом, як душа з тілом. **В суді правди не шукають. **Перо в суді, що сокира в лісі. **Як в кишені сухо, то і в суді глухо. **Правда твоя, мужичок, але полізай у мішок. **У суд ногою, а в гаманець рукою. **У кого карман повніший, у того й суд правіший. **Набий віз людей, та повези у суд віз грошей, то й прав будеш. **Не йди в суд з одним носом а йди з приносом. З грішми. **Тому довго суд тягнеться, що винуватий нравиться. **Тоді виграю справу, як ляжу на лаву. **Тяганина в судах. **В своїй справі сам не суддя. **Сам собі ніхто не суддя. **Самому судить - не розсудить. **Самосуд - не суд. **Самосуд - сліпий суд. **Як судять громадою, то й невинному дістається. **Хто судиться, той нудиться. **Найгірше в світі, це судиться та лічиться. **Справу вести,- не постіл плести. **Як почнеться тяганина, то не раз упріє Україна. **Суд не яма - стій прямо. **Із суда, що з ставка, сухий не вийдеш. **Хто ходить по судах, то про того йде негарна слава. **На суді, що на воді, не втонеш, то замочишся. **Краще втопиться, чим судиться. **Тяжба - петля, а суд - шибениця. **Хоч і праве діло, а в кишені засвербіло. **Витрати грошей на судові справи. **З суда грошей не носять. **Тяжба - не гроші, а потрава - не хліб. **В копицях -не сіно, а в суді - не гроші. **В лісі -не дуги, а в суді - не гроші. **Суд та діло собака з’їла. **Судді - рибка, а прохачеві - луска. **Поли вріж (поступись своїм) та тікай, а суда не затівай. **Суд завів, став гол, як сокіл. **Не ходи до суду, бо хліба не буде. **Від злодія біда, від суда - нужда. **Дере коза лозу, а вовк козу, а вовка мужик, а мужика пан, а пана юриста, а юристу чортів триста. **Поганий мир, краще всякого суда. **Краще матер'яний мир, чим ремінний суд. **З казною судиться, то краще втопиться. **З казною не судись - своїм поступись. **Хто бореться з морозом, у того завжди вуха померзлі. **Коза з вовком тягалась, та тільки шкура зосталась. **Великий та багатий - рідко винуватий. **Захищається рак клешнею, а багач мошною. **У скотинки - рожки, а у багатого грошики. **У святих отців не знайдеш кінців. **Уміння приховувати свої вчинки. **На старців суда нема. **Голий голого не позива. **З голого, що з мертвого. **На нема і суда нема. **Не треба з тим дружиться, хто любить судиться. **Правди не судять. **Ідучи в суд хваляться обидва, а з суда - один. **До справи два, а по справі - один. **До суда два скачуть, а після суда один скаче, а другий плаче. **Справа - справою, а суд по формі. **Діло - ділом, пиво - пивом, а суд по формі. **Не спіши карати, спіши вислухати. **Суд скорий рідко бува справедливий. **Без розсуду не твори суду. **Краще десять винуватців простить, чим одного невинного наказати. **Винуватого кров - вода, а невинного - біда. **Неправий суд - гірше розбою.**